ОАО "АВТОВАЗ", крупнейший российский производитель автомобилей, остановил производство автомобилей на неопределенный срок до завершения переговоров с поставщиками комплектующих. Смежников не устраивают предложенные вазовцами схемы финансовых расчетов. В частности, ряд поставщиков отказывает принимать от АВТОВАЗА векселя в счет погашения долгов завода, сумма которых к настоящему моменту составляет 18 миллиардов рублей. Между тем, руководства АВТОВАЗА заявляет, что планирует уже 9 февраля запустить конвейер: именно к этому времени топ-менеджеры автогиганта рассчитывают завершить переговоры со всеми поставщиками предприятия о возобновлении отгрузки комплектующих для сборки автомобилей.
"АВТОВАЗ" безусловно возобновит работу, но сейчас конвейер остановлен на неопределенный срок. Мы непрерывно ведем переговоры со всеми поставщиками и вместе ищем выходы из сложившейся ситуации", - заявила представитель автогиганта Натолья Сидорук. При этом она напомнила, что со 2 по 28 февраля 2009 года для персонала, занятого выпуском автомобилей, запасных частей и обслуживанием производства на АВТОВАЗе вводится четырехдневная рабочая неделя в две смены с продолжительностью рабочих смен шесть часов. В четверг конвейер завода был остановлен раньше обычного.
Ситуацию с остановкой конвейера АВТОВАЗа разъяснил и президент автогиганта Борис Алешин. В частности, он сообщил, что конвейер встал из-за проблем с поставщиками. При этом Б.Алешин добавил, что "некоторые не согласны с введением новой схемы оплаты". До 70% закупок с февраля АВТОВАЗ оплачивает своими векселями и векселями работающих с ним банков, а на деньги приходится лишь 30% расчетов.
В СМИ сообщается, что, в частности, поставки прекратили ОАО "Завод имени Тарасова", ОАО "Пластик" и ОАО "Балаковорезинотехника", производящие рули, панели приборов, обивку дверей, бамперы, генераторы, стартеры и прочее. По словам самого Б.Алешина, отказываются работать по новой схеме семь предприятий. Называть их он не стал.
Завод недоплатил поставщикам 18 млрд руб., объяснил Б.Алешин. Долги снизились - в декабре задолженность составляла 29 млрд руб. Но финансовые проблемы продолжали преследовать АВТОВАЗ и в начале года, а руководство автогиганта объявила о продлении "новогодних каникул". Расшить долговую проблему заводчане решили с помощью запуска финансовой схемы, предусматривающей расплату с поставщиками посредством векселей. Напомним, что вексельные схемы расчетов в России были популярны в середине 90-х годов в связи с кризисом платежей и отсутствием оборотных средств. На "искоренение" векселей у правительства ушел ни один год. В период нынешнего кризиса АВТОВАЗ первым решил вспомнить о вексельных схемах.
Долговые проблемы АВТОВАЗа сопряжены также с проблемой сбыта автомобилей, которая остро обозначилась еще осенью прошлого года. Но, несмотря на это, АВТОВАЗ в конце прошлого года замедлял конвейер, но не останавливал производство. В начале января представители АВТОВАЗа оценивали объем запасов автомобилей на складах на уровне 110-125 тыс. штук при норме в 60 тыс. Между тем, автогигант 26 январе объявил о повышении цен на свою продукцию в среднем на 2,45 проц. Это решение было принято в обществе неоднозначно. Но руководство автогиганта заявило, что это не критично для потенциальных покупателей продукции Волжского завода, а также подчеркнуло, что к весне сбыт автомобилей завода наладится.
Между тем, в январе, по данным заводчан, поставок на экспорт не осуществлялось, а продажи на внутреннем рынке сократились относительно аналогичного периода прошлого года на 38 % до 29,1 тыс. штук. Таким образом, на конец прошлого месяца на складах производителя осталось 81-95 тыс. автомобилей. Тем не менее, в начале февраля конвейер автозавода начал работать. Ожидалось, что в феврале с него сойдет 32 тыс. автомобилей.
Поэтому информация об остановке конвейера АВТОВАЗа 5 февраля воспринимается как форс-мажорная и воспринимается отчасти как скандальная. Напомним, что в четверг Б.Алешин заявил, что АВТОВАЗ не удовлетворен темпами развития российского рынка комплектующих. "Мы не удовлетворены темпами развития производств комплектующих, что во многом определяет стоимость автомашин", - подчеркнул Б.Алешин. По его словам, существует потребность в создании местных локальных производств, которые будут выгодными. "В дальнейшем покупка большого количества комплектующих с рынка будет неактуальна", - отметил Б.Алешин. Цитируя эти заявления Б.Алешина, СМИ обращают внимание на то, что о новой схеме расчетов АВТОВАЗа стало известно еще в декабре. В конце января автогигант объявил о том, что намерен полностью выполнить обязательства перед предприятиями-смежниками. Как сообщает пресс-служба автогиганта, предприятие будет оплачивать задолженность декабря 2008 года перед поставщиками материалов и комплектующих изделий по введенной в декабре схеме финансирования. Аналогичным образом будет финансироваться и задолженность января 2009 года», — отмечалось в официальном пресс-релизе предприятия.
ОАО "АВТОВАЗ" — крупнейший производитель легковых автомобилей в России. За 2007 год в России было продано 663,5 тыс. автомобилей производства ОАО "АВТОВАЗ". В 2008 году компания снизила продажи на территории РФ на 6 проц до 622 тыс штук.
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=3138&ct=articles
Добавлено (04.03.2009, 20:51)
---------------------------------------------
Дубль2
Сегодня снова остановился главный конвейер АвтоВАЗа
"Сегодня снова остановился главный конвейер АвтоВАЗа – нет комплектующих. Поставлять компоненты отказалась группа "СОК", которая владеет предприятиями, выпускающими детали двигателей трансмиссии, а также осветительные приборы и элементы интерьера. Эти заводы обеспечивают около 30% потребностей тольяттинского производителя. По сведениям газеты "Коммерсантъ", группа "СОК" требует пересмотра условий поставки комплектующих. Сейчас завод платит деньгами лишь третью часть, а остальное векселями.
Сегодня же министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила о грядущих увольнениях на АвтоВАЗе.
Министр напомнила, что уже выделено 12 миллиардов рублей на закупку отечественного автотранспорта для госструктур, в частности, машины АвтоВАЗа собираются закупать и Минздравсоцразвития.
Несмотря на государственную поддержку, АвтоВАЗ вынужден останавливать конвейер не первый раз. Проблемы у завода начались в конце прошлого года.
За последнее время конвейер АвтоВАЗа чаще простаивал, чем работал. В конце прошлого года работников автогиганта отправили на очень долгие новогодние каникулы. Завод стоял с 29 декабря по 2 февраля из-за затаривания на складе, после чего, не проработав и недели, АвтоВАЗ был вынужден вновь прекратить производство на несколько дней из-за проблем с поставщиками. С декабря автогигант оплачивает деньгами лишь 30% поставок, остальное - векселями, что вызывает недовольство большинства его партнеров. Причем в феврале завод опять останавливал конвейер, так как отгрузку в адрес АвтоВАЗа прекратил его ключевой поставщик - самарская группа СОК (она обеспечивает до 40% потребностей завода в автокомпонентах).
В результате, машины с конвейра в те редкие дни, что он работал, сходили недоукомплектованные. Впрочем, по данным пресс-службы предприятия, ни один некомплектный автомобиль не выходит за пределы завода - отгрузка возможна только после установки недостающих деталей и прохождения автомобилями полного цикла контроля качества, стендовых и трековых испытаний.
Отметим, что АвтоВАЗ продолжает лихорадит даже несмотря на то, что государство оказывает очень серьезную помощь заводу. Он находится в списке 250 предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку. В рамках антикризисной программ выделяется 12 млрд руб. на закупки вазовской продукции для органов исполнительной власти и силовиков. На автомобили завода предоставляют кредиты по льготным условиям, чтобы повысить спрос. Кроме того, АвтоВАЗ обратился в правительство за госгарантиями по кредитам на сумму до 10 млрд рублей."